Религия взрослого человека

8 января 2015 12:01
Комментировать

Религия взрослого человека

В своих статьях я иногда задеваю религиозные и духовные темы. По стилю моего изложения можно заметить определенное влияние некоторых духовных традиций, хоть я и стараюсь писать нейтрально. Но если мне прямо задать вопрос о моей принадлежности к религии, или какому-нибудь учению, то ответ может быть неожиданным.

Раньше я не мог подобрать подходящего слова, а теперь нашёл более или менее близкий смысл. На мой взгляд большинство духовных учений либо медленно подводят тебя к смыслу этого слова, либо сразу говорят о необходимости сделать этот смысл основой своего пути. Но понимают это единицы. И хотя обычно я не использую фразы указывающие на какую-либо самоидентификацию, сейчас я сделаю небольшое исключение и скажу: я — еретик, и я не понимаю, как можно обойти эту стадию, если ты действительно идешь к тому, к чему призывают духовные учения.

Возможно у некоторых уже мелькнула мысль о том, что я несу ересь, и, пожалуй, они в этом правы. Только давайте разберемся с этим словом. В древнегреческом слово «ересь» означало «выбор, направление». А если заглянуть в современный толковый словарь, то увидим следующее определение: ересь – это отклонение от официальных догматов, иной подход. И по сути, еретик – это тот, кто идёт своим путём.

И вы удивитесь, если задумаетесь над этим: основатели главных человеческих религий – это яркие примеры еретиков. Но их последователи совсем не хотят брать с них пример.

Иисус, проповедуя, явно отклонялся от официальных догматов, сложившейся к тому времени религии. И делал это за пределами храмов. И не от большого согласия с религиозной общественностью переворачивал в них столы и критиковал священников. Иисус по мнению общественности своего времени был вероотступником, еретиком. Он осмелился идти иным путём, да ещё и говорить об этом.

Будда не следовал религии своего времени. Он решил самостоятельно увидеть вещи как есть, не полагаясь лишь на чужие слова из священных писаний. И в дальнейшем, излагая своё учение, стал костью в горле у священников, обвинявших его и в атеизме, и в ереси. Хотя учение Будды передавало саму суть религии, которой те следовали.

И такими же еретиками были и основатели других учений: Мохаммед, Моисей, Нанак, Махавира, Лао Цзы – все они были отступниками от сложившихся норм, революционерами духа. Они осмелились заглянуть туда, куда другие смотреть боялись, не переступая границ, которые были очерчены правилами и догмами.

Суть в том, что каждый должен взять на себя смелость и ответственность пройти свой путь, а не просто верить чужим словам и утверждаться в их повторении. Иисус говорит:

…кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

(Матф.10:38)

Будда множество раз повторяет: не нужно верить мне на слово, не нужно слепо соглашаться со мной, проверяйте всё, что я говорю. Он постоянно призывал не следовать его словам, а исследовать каждое утверждение. И не интеллектуально, а на собственном опыте.

Но люди есть люди. Следовать проще. В таком случае всё что нужно – это повторять слова и внешние действия. Это обыкновенная имитация. Тебе говорят: пройди путь, вот дорога – иди по ней. А ты понимаешь всю небезопасность этой затеи, поэтому покупаешь беговой тренажёр и начинаешь следовать инструкциям. И вроде идти – идешь, и даже более того – бежишь, а с места при этом не двигаешься. Мышцы качаешь, но ничего не меняется.

Знаете когда человек сбрасывает с себя оковы общественных догм? Когда сам перестает их на себя надевать. Почему люди делают это?

В основе этой причины два страха. Первый из них внушен людям извне: это обещание плохих последствий. Вроде дурной кармы, страданий, наказания и ада.

И даже если человек не очень-то в это верит, остаётся небольшое сомнение и на всякий случай он оставит оковы на своих руках – а вдруг всё это правда?

Но второй страх куда больше. О нем каждый догадывается, но не хочет озвучивать для себя: если ты сбросишь оковы социальных и духовно-религиозных догм, то останешься один. И дальше тебе нужно будет идти в одиночку. Больше не на что будет опираться. Некому верить и нечему следовать. Ты сможешь положиться только на то, что есть. А то что есть – неоспоримо и не требует слов.

И если ты не будешь закрывать глаза — не останется места для сомнений, ибо сомнения — это домыслы. А вместе с сомнениями начнёт отпадать и вера, ибо она — тоже самое. Ты увидишь что то и другое – две стороны одной медали. И ни в том, ни в другом существование не нуждается. Впрочем, игры его весьма причудливы, ведь весь этот мир держится только на вере. Он кажется таким настоящим и постоянным только потому, что в него верят как в объективно существующего. Безоговорочно верят. И он такой какой нам видится лишь потому что именно в такую версию мира мы верим.

Думаете, говоря про ересь, я говорю об атеизме? Нет. Атеизм – это тоже верование, тоже догма, даже более устойчивая и ограниченная. Это верование в объективный и конечный мир без Бога. Я же говорю о том что объективного мира вовсе нет. А мир, который мы видим – лишь субъективная версия, в которую мы привыкли верить. Когда меняешь свои верования – мир меняется вместе с ними. А если верования вовсе отпустить, перестать за них держаться, то мир…

Впрочем, проверьте это сами, если хотите.

Верующие говорят, что человек создан по образу и подобию Бога. И мне иногда хочется сказать им: раз уж это так – будьте подобны Богу до конца, задайтесь для начала вопросом: а в кого верит сам Бог? Кто авторитет для Бога? Нужен ли ему авторитет? И нужен ли авторитет человеку как его подобию?

Тот, кто живёт честно, в определённый момент понимает, что авторитет – это ещё одна граница, которую нужно преступить. Он нужен был до определенной черты. Как нужен ребенку авторитет родителя, чтобы научиться взаимодействовать с этим миром. Но однажды придёт время взросления, и ребёнок, покинув родителей, сам начнёт принимать решения. Он пойдёт своим путём.

Некоторые буддисты, дошедшие до этой стадии, говорят: увидишь Будду – убей его.

Еретик – это просто стадия взрослого человека, который собирается всё выяснить сам. И если есть жажда – реальность не может её не утолить. Он знает это, поэтому идёт, полагаясь только на чувство голода — всепоглощающего голода до Истины.