Среди моих знакомых и друзей немало буддистов, или тех, кто разделяет буддийские воззрения. Признаюсь, я и сам симпатизирую этой духовной традиции. Мне нравится честность и радикальность подхода Будды. Он опередил свое время на тысячелетия и посадил семя, которое взросло, выросло и расцвело, но пока ещё не дало весомый урожай. И я уверен, что это ещё произойдет. Причём не на востоке, а на западе. Правда, скорее всего не в наше время.
Мне нравится заявленная в буддизме цель – освобождение, и нравятся некоторые очищенные от лишних отростков прямые и честные ветви вроде Дзен и Дзогчен, в которых вторичные цели просто отброшены.
Собственно, отбрасыванием всех целей и занимается тот, кто идёт к освобождению. Это важно понять. Любая мотивация удерживает тебя в системе этого мира, даже если это мотивация к освобождению. В конце концов и она оставляется.
А до тех пор в рамках любого учения используются своеобразные подпорки, которые на определенной ступени могут быть полезны, но уже на следующих должны быть отброшены.
Одной из таких подпорок в буддизме я считаю идею сострадания. Её задача – ослабление ключевой идеи «Я», которая является основой двойственного восприятия. Это происходит благодаря смене мотивации «делаю для себя» на «делаю для других». Но когда идея «Я» ослаблена достаточно, чтобы заметить более тонкие проявления двойственного восприятия, сострадание становится помехой.
По сути сострадание – это неудовлетворенность страданием других существ. Оно лишь утверждает двойственность, а не выводит за её пределы. Для сострадающего человека есть нечто хорошее и плохое, что-то правильное и неправильное. В то время как Будда ясно утвердил: всё в этом мире имеет причину и следствие, и всякое живое существо имеет те плоды, которые само взрастило. Ничто не случайно.
Где же тут место для неправильности? Только в уме непробужденного. В мире же всё и всегда на своих местах. Всё так как и должно быть.
В личной истории Гаутамы Будды сострадание было отправной точкой. У него была сильная мотивация помочь людям освободиться от страданий. С этого начался его путь. Но само сострадание не было его практикой, как это делают сейчас буддисты.
Пока человек спит сном разума и не пробудился от него, он находится в той же сфере неведения, что и все остальные. Каким бы успешным и продвинутым он бы ни был в этом сне. А его сострадание – лишь имитация, укрывающая от него самого его такое же положение грезящего существа.
Идея сострадания возникает в уме непробужденных существ, глядя на жизнь пробужденных. Им не понятна мотивация будд и они приписывают им качества, которые её хоть как-то объясняют, полагаясь на своё грезящее мировоззрение. Так было с Гаутамой Буддой, так было до него, так будет и после.
Идея сострадания выглядит благородной, а её последователь – добрым и хорошим человеком. Но это ли ваша цель? Вы хотите пробудиться от сна, или вам нужна хорошая и добрая роль во сне? С этим хорошо бы честно определиться.
Я так считаю: пробудись, а потом увидишь останется ли место для сострадания в мире, от которого ты пробудился.