Привет Альберт,
Спасибо тебе за то, что ты пишешь и как ты это пишешь! Часто, прочитав статью, хочется задать много вопросов и, пока я их формулирую и пишу, понимаю, что у меня уже и так есть ответы и я ловлю себя на мысли, что мне нужно лишь их подтверждение, внешняя «опора».
Но у меня, наконец, созрел вопрос, на который мне на самом деле хотелось бы услышать развернутый подробный ответ и узнать твой опыт. Ты затрагивал уже как-то темы питания и здоровья в своих статьях, и мне было бы интересно узнать, что ты думаешь о том, что мы едим и как это на нас влияет, каких взглядов придерживаешься лично ты в этой области.
Еще интересно, как относишься к вегетарианству? Являешься ли им, или не придерживаешься каких-то строгих ограничений в этом плане. Если да, смотришь ли на это с точки зрения личной пользы или сострадания к животным? Или же как-то иначе?
От кришнаитов как-то слышал, что они не делают разделения между «убийством» животного или растения, и эти вещи равносильны, но тем не менее они делают выбор в пользу растительной пищи, хотя, как я понимаю, все упирается в «тип» человека, и то, какой энергии ему не хватает в данный момент.
В общем, мне будет очень интересно прочитать все, что ты думаешь по этому поводу а также, твой личный опыт и что оказало на тебя наибольшее влияние в этой сфере.
Спасибо тебе большое, удачи тебе на пути и вдохновения, чтобы его продолжать, а также делиться с нами опытом и мыслями, которые на нем возникают! :)
Рома, 22 года
Тема столь обширна, что для её подробного рассмотрения нужно написать целую книгу. И наверное не одну. Признаюсь, я начинал писать на эту тему, но, осознавая какой объем информации предстоит изложить, я несколько раз отказывался от этой затеи.
Попробую в этом ответе как можно более кратко изложить свои взгляды на вопросы питания. По крайней мере в разрезе твоих вопросов.
Сразу скажу — я не претендую на объективность. Это лишь одно из мнений.
Начну с того, что у меня нет строгих правил. Ни в чем, по сути. Правила нужны, чтобы вывести очередную привычку и больше не париться. Где есть правила — есть и автоматизмы, а где автоматизмы — там неосознанность.
Большинство людей (даже тех, кто занимается своим развитием) не осознавая того действуют именно так. Они хотят заполучить какое-то решение, шаблон, который применят в жизнь, и он будет универсально действовать и решать проблемы без их участия во веки вечные. Такой подход хорош в работе программиста, ведь он автоматизирует процессы, но если говорить о духовном развитии, то человек на духовном пути занимается обратным — своим депрограммированием.
Я не приверженец какого-то направления в отношении употребления пищи. У меня нет строгой диеты. Но есть слежение за балансом тела и ума, а так же понимание как возвращать утраченный баланс с помощью питания, поведения и мышления. В своё время я решил разобраться в этом вопросе и первое, что я сделал — дал определение здоровью.
Здоровье – это баланс, равновесие, состояние когда тело, как система, не отклоняется от своей нормы.
И каков же критерий равновесия и нормы? Он таков: в обычных условиях тело не напоминает о себе разного рода сигналами и ощущениями без понятной на то причины.
Сбалансированное тело не притягивает к себе внимание, оно почти не чувствуется.
Всё. Далее стоял лишь вопрос о том, как этого баланса добиться и как его поддерживать в разных жизненных обстоятельствах.
И вот здесь я обнаружил то, что не понимают приверженцы и распространители разного рода диет. Этот факт всеми признается, но мало кем учитывается. Он таков: МЫ РАЗНЫЕ.
Нет одинаковых людей. У нас изначально разные конституции тела и ума, разные наборы склонностей, разные жизненные истории, разный возраст и разные условия жизни – материальные, психологические и климатические. Все эти факторы в той, или иной степени обуславливают реакции тела и ума на потребляемую пищу.
Этот факт совершенно очевиден, но люди продолжают выводить какие-то универсальные правила питания, не учитывая врожденных особенностей каждого отдельного человека и его текущие условия.
Поняв это, я быстро нашел систему, в которой определение здоровья практически идентично моему и которая, учитывая индивидуальность каждого человека, объясняет как поддерживать и возвращать равновесие. Такой системой является древняя медицина Аюрведа.
Я не стану излагать подробно теорию Аюрведы. Сейчас не сложно найти информацию об этом. Лишь в двух словах расскажу об общих принципах.
В основе материального мира 5 элементов, каждый из которых представляет из себя набор определенных качеств, материальных и тонкоматериальных характеристик. Эти пять элементов всем знакомы: земля, вода, огонь, воздух, эфир.
Все материальные объекты состоят из этих элементов в их разном соотношении. В каких-то объектах больше одного элемента, в каких-то — другого. И человеческое тело — не исключение.
Если ты знаешь свое врожденное соотношение элементов в теле, то ты знаешь и его особенности — слабые и сильные места. Причем не только тела, но и ума, который тесно с ним связан.
Когда ты видишь какой элемент отклоняет равновесие, то применяешь к нему «пищевое противоядие». Ты просто уменьшаешь или увеличиваешь какой-то из элементов благодаря продукту или блюду, которое его содержит. Так пища становится лекарством.
Определить своё врожденное соотношение элементов (т.е. конституцию) не сложно. Это можно сделать либо ответив на ряд вопросов из специальных тестов, либо астрологическим способом (что точнее). Я этому уделил в свое время немало внимания, исследуя и проверяя эту информацию на разных людях, и убедился в поразительной точности и закономерности аюрведической теории. В разрезе питания разные конституции тела указывают на различный метаболизм.
Так вот, когда ты учитываешь индивидуальные особенности людей, то видишь: что для одного – благо, для другого – вред. И здесь нет и не может быть никаких универсальных правил. Особенно в текущей человеческой среде, которая очень неоднородна.
Я приведу пример некоторых мифов о питании.
Одни говорят, что соль — это плохо. И для некоторых конституций — так и есть, но для других — её умеренное применение на пользу. Она задерживает воду в организме и усиливает аппетит, что для определенных конституций — то что нужно.
Или про жирную и маслянистую пищу. Мол это плохо. Для некоторых — да, но, например, для сухих конституций, регулярная «смазка деталей» — это хорошо. Таковы их особенности.
Или вот о сыроедении — популярном ныне движении в питании. По сути — штука хорошая. Но одни конституции могут практически сразу перейти на сыроедение и уже вскоре ощутить от этого пользу, а другие конституции рискуют получить букет проблем уже через несколько недель. Для них такой переход, если они всё таки решат его совершить, может растянуться на долгие годы. Но нужно ли это именно им?
Вспомним о цели, которую определили изначально: здоровье — это баланс. И если ты можешь прийти к балансу иными средствами — хорошо. Это твой личный путь с учетом твоих личных особенностей.
Причем я проверял тех, у кого сыроедение хорошо идет — у большинства из них много элемента огня. Что и объясняет легкое усвоение сырой пищи и полученную от этого пользу. А так же объясняет почему эта диета так активно, почти фанатично, проповедуется. Просто огонек в этих людях дает о себе знать. Таковы особенности его проявления.
Куда меньше среди сыроедов тех, у кого элемента огня мало, но много земли. И совсем мало тех, у кого много воздуха. Статистика не врёт. Лично опрашивал и собирал информацию по этому поводу.
Обычно, применяя такого рода диеты, люди говорят о более тонких ощущениях, чувстве лёгкости и т.п. И это подкупает. Особенно в исполнении людей, у которых много огня. У них очень активная жизненная позиция.
Но например тем, у кого много в конституции воздуха, лёгкость даром не нужна. Их ум и без того уносится в неведомые дали с пол оборота. Им для баланса наоборот нужно приземлиться и съесть иногда чего-нибудь потяжелей.
Люди так же не учитывают информационную составляющую пищи. Это особенно касается приготовленной еды. Приготовленная пища на огне, перемешиваемая поваром в определенном настроении — это по сути своей магическая штука. Она дополнительно наделяется качествами, которые присущи повару.
И люди так же не понимают влияния вкусов на настроение, эмоциональный фон. Это тоже может служить инструментом уравновешивания.
В общем, когда ты ориентируешься во всё этом, вопросы питания больше не плодят в тебе богатую мифологию. Ты просто видишь как это всё работает и действуешь, учитывая собственные особенности.
Если говорить обо мне лично, то я стараюсь питаться натуральной едой, в основном придерживаюсь вегетарианской диеты, но это не значит, что моя самоидентификация как-то связана с вегетарианством. Во всяком случае я не отношу себя к группе вегетарианцев и не проповедую вегетарианство всему свету. Просто я определенным образом питаюсь, что некоторые называют словом «вегетарианство». Понимаешь, что я хочу сказать? Я намеренно избегаю каких-то жестких конструкций. Жизнь не останавливается, она постоянно меняется.
Если обстоятельства таковы, что мой баланс тела и ума сильно уклоняется в определенную сторону (а в моем случае это, обычно, чрезмерная легкость и нестабильность), то я допускаю для себя съесть что-нибудь потяжелее. Например, рыбу. Если и этого мало — могу и до птицы дойти. Но обычно этого не случается. Во всяком случае дальше рыбы я не заходил уже очень давно. Таковы особенности моей конституции и текущего положения.
Да, я считаю, что люди могут постепенно совсем обойтись без употребления мяса. И к этому, так или иначе, со временем человечество придёт. Но ошибка состоит в том, что текущие вегетарианцы пытаются это сделать идейно, насаждая какие-то правила: мясо — плохо, убийства — плохо, а овощи и фрукты — хорошо.
На самом деле переход на вегетарианство происходит естественно с утончением энергии. Просто должна измениться твоя конфигурация. И тогда тебе просто перестает хотеться есть мясо. Вот и всё.
Так что нужно помогать другим поднимать свой уровень, а не втюхивать им идеи об убийстве, которые плодят чувство вины, очередную обусловленность ума, или еще хуже — ответную агрессию.
Если обвинять кого-то в убийстве, то начать нужно с того, кто этот мир придумал, ведь по его замыслу всем суждено умереть. Выходит что он — главный убийца. Но люди просто не понимают того, что тело — это только костюмчик, а смерть — его сбрасывание. Никто не умирает.
Коли ты вспомнил кришнаитов, то я приведу в пример один фрагмент из Гиты в контексте темы убийств. Кришна сидит в повозке с Арджуной на поле боя. Арджуна — это предводитель войска. Он не решается начать битву, ведь на той стороне его родственники, друзья и учителя. На что Кришна ему говорит следующее:
Живое существо неуничтожимо, неизмеримо и вечно, а тело, в котором оно воплощается, обречено на смерть. Поэтому сражайся, о потомок Бхараты!
И это было сказано в отношении людей. Чего уж говорить о животных. Так устроен этот мир. И он абсолютно упорядочен. В нём нет случайностей. Если кто-то умирает насильственной смертью, то лишь потому, что для этого уже были причины в прошлом. Без них этого бы не случилось. И тут не может быть исключений. Да, человек свободен перестать плодить «негативные» причины. Но он не свободен их избежать, коли сам же их и заложил. А если смотреть глубже то все эти «негативные» и «позитивные» — лишь оценки, обусловленные человеческим видением.
Я спокойно отношусь к мясоедам. Это естественное положение вещей на определенной ступени развития. Если бы я винил мясоедов, то мне бы пришлось забыть своё детство и разлюбить свою кошку. Но ведь котики — он же клёвые, правда?:) Не нужно отказывать и людям в адекватном отношении.
Вот как-то так, если кратко.
Рома, ты открыл рубрику «Вопросы читателей». Спасибо за хороший вопрос. Надеюсь ответ был достаточно развернутым, чтобы по крайней мере увидеть общие контуры. А уж при желании можно и самому дорисовать полученный эскиз. Впрочем, я всегда доступен для дополнительных вопросов в комментариях.
Пойду чего-нибудь съем. Вдохновения:)
P.S. Свои вопросы для рубрики «Вопросы читателей» можно задать на этой странице.