Однажды я понял: чтобы вступить в игру беспредельного Духа, я должен проиграть в игре маленького человека. Проиграть полностью, подчистую, оставив от человеческого только то, что остаётся без усилий и мотивов.
То как я смотрю на жизнь, я в шутку называю «философией лузера» (лузер от англ. «проигравший»). Суть подхода в следующем: все люди играют в шашки, я же играю в поддавки. Усевшись играть с любым из людей, я позволяю ему отобрать мои шашки. Когда он побеждает – на доске остаются те шашки, которые ему дороги, а у меня не остается ничего. По крайней мере в этой партии. Он доволен, а я благодарен.
Иногда мне жалко расставаться с некоторыми из шашек. Они кажутся мне особо важными. Оттого я умудряюсь ненароком победить. Когда это происходит, я смотрю на оставшиеся шашки на доске и анализирую, что же сподвигло меня бороться за эту победу и чем эти шашки лучше других. Иногда сразу, а иногда спустя время я понимаю: ничем. Тогда я со смехом переворачиваю доску. И после этого почти сразу на доске опять возникают шашки, готовые для новой партии, а передо мной — очередной игрок.
Я не избегаю людей и не считаю их игры плохими. Наоборот, благодаря людям я продолжаю играть, совершенствуя мастерство лузера. Когда же я встречаю тех, кто проигрывает лучше меня, я восхищаюсь ими в тишине своего сердца. Наблюдать за ними – моя отрада.
Высшее же мастерство – проиграть ещё до начала игры. Если встретить такого Мастера, то возникает одновременно и страх, и магнетическое притяжение. Я боюсь садиться с ним за одну доску, но другого пути, обычно, нет. И то, что происходит потом, необъяснимо: Мастер умудряется отобрать все мои шашки, при этом не оставив на доске ни одной своей.
Как это возможно!?
Мастер смеётся и говорит, что шашек не было изначально. Обычно, никто ему не верит, но Мастера это ничуть не смущает.
Если же попросить его пояснить эти слова, то он может сказать: поверхность чёрно-белой доски – это ум, в основании которого дуальное восприятие. Шашки – это мысли в его пределах. Они существуют до тех пор, пока ты в них заинтересован. Когда заинтересованность в шашках пропадёт, ты увидишь, что они – лишь плоды воображения, миражи в бесконечной пустыне сознания. Узнав это, ты не сможешь ни победить, ни проиграть.
Я же слушаю Мастера и не могу ничего опровергнуть, и ничего утвердить. Меня просто завораживает зрелище пустой доски.