От ограничений к свободе

От ограничений к свободеВ наши дни духовной темой откровенно спекулируют. Ныне духовность — это модный бренд. Его успешно продают неподготовленному покупателю. И обычно хорошо продается то, что не требует от покупателя больших усилий и затрат времени. Современный человек на это падок. Он хочет просветлеть в промежутке между работой, тусовками и семейными неурядицами.

Его вдохновляет мысль о том, что просветление — штука спонтанная. Нечто вроде внезапного озарения из давно перечитанных дзенских притч и коанов. А раз это так — к чему потуги и старания? Достаточно время от времени ходить на семинары, лекции и групповые практики, чтобы поддерживать в себе образ духовного искателя, получать очередные порции тонкой энергии от заезжего мастера и продолжать идти привычной дорогой в надежде на то самое «однажды». Словом, это довольно привычное поведение в потребительской культуре.

Между тем духовный путь зачастую — это многие годы сознательных ограничений, это решительные перемены, прыжки выше головы и падения ниже плинтуса.

Прочь иллюзии! Коли цель освобождение — следует начать со свободы от привычного комфорта, за который все мы держимся двумя руками.

Эта статья о сознательных ограничениях на пути духовного развития. О стадиях и ключевых точках такого пути.

Аскеза

Ограничения в проявлении человеческих потребностей пришли из религий и духовных традиций. Для этого явления есть даже специальное слово — аскеза.

Часто под этим словом понимают какое-то жесткое самоистязание, но в действительности все виды самоограничений — это аскезы в той или иной форме.

Само слово «аскеза» с греческого переводится как «обработка грубого материала», или «упражнение». В чем же упражняется аскет? И для чего?

Аскеза — это своеобразный хак, провокация мира, сознательное нарушение естественного хода вещей, скос в равновесии.

Механизм таков: аскет прикладывает тяжелые усилия при этом отказывается от приходящих как следствие хороших результатов, которыми мир пытается компенсировать его усилия. Из-за отказа мир ищет к нему более тонкие подходы, предлагая все более утонченные виды наслаждений. Постоянно игнорируя эти предложения, аскет вычищает в своем сознании все привязанности к удовольствиям и выходит из под влияния мира на его сознание. 

Цели и понимание таких ограничений раскрываются по мере духовного созревания.

1. Нравственность

Наиболее простые ограничения всем известны. Они удерживают человека от падения на уровень животного, а так же призваны регулировать некоторые социальные аспекты жизни.

Например, все мы знаем предписания: не убивать, не красть, не лжесвидетельствовать. Они включены в государственные законы и к счастью их справедливость еще не ставится под сомнение.

Сложнее с теми предписаниями, которые требуют ограничения разного рода удовольствий. Особенно в наше время, когда понятие свободы сводится к праву делать то, что хочется. В условиях пропаганды культа наслаждений такая свобода приводит к ощутимой деградации нравственности. Пьянство, чревоугодие, похоть, прелюбодеяние, мужеложство — это почти норма современности. Хотя еще недавно само общество стыдилось таких проявлений и карало за такие слабости.

И заметьте — реальность компенсирует эту тенденцию «свободного» общества противоположными результатами. Поэтому нарастает неудовлетворенность, скука, дефицит душевности и глубины.

Уже на этой стадии застряла большая часть человечества. А ведь это только база, необходимая для развития человека. И для того чтобы придерживаться таких нравственных ограничений достаточно небольшой доли разумности.

2. Осмысление

По мере того как человек развивается, он пытается разобраться со всеми аспектами своей жизни, внося в них все больше понимания. Так, человек обнаруживает что большую часть своих действий он совершает бездумно, в соответствии с привычками, традициями и культурой общественной среды, в которой он проживает.

На этой стадии человек изучает и улучшает основные повседневные действия, отсекая лишнее и добавляя отсутствующие элементы. Обычно это касается ограничений в потреблении пищи и информации (что по сути тождественно). Как следствие, постепенно меняется его окружение, в котором присутствует все больше единомышленников.

Здоровье, постоянное изучение и осмысление происходящего часто становятся приоритетами на этой стадии. В это же время постепенно меняются авторитеты.

Вегетарианство или регулярный пост, отказ от просмотра телевизора и другой бесполезной деятельности, отказ от неблагоприятного окружения, посещение лекций, семинаров, тренингов, чтение развивающих книг — вот наиболее частые процессы этой стадии.

Фактически, это первые собственные ограничения, потому как нравственные ограничения часто продиктованы общественной средой. А на этой стадии после изучения различных аспектов жизни появляются первые ростки собственного понимания нравственности.

3. Усилия

После изучения множества книг, духовных учений и знакомства с представителями разных развивающих направлений, человек складывает новое представление об окружающем мире и собственных ценностях. Он замечает насколько глубоко укоренились его старые реакции и привычки, всё чаще видит негативные последствия своих проявлений и понимает что их изменение требует времени и усилий — физических, психических и ментальных.

Прислушиваясь к авторитетам, он обнаруживает корень своей обусловленности — стремление к наслаждению и бегство от страданий. Так, человек начинает вычищать свои неконтролируемые и негативные состояния, накопленные предыдущей жизнью. И делает это с помощью регулярной практики — физические упражнения, обливание холодной водой, йога, медитация, молитва, дыхательные техники и т.п. Всё это — различные виды аскез, призванные уменьшить привязанность к наслаждению и страданию.

Основные проблемы выявляются в отношениях с людьми. Практик использует это как зеркало, в которое он вглядывается, чтобы увидеть поле для своей работы.

Он так же меняет свой распорядок дня в соответствии с новыми задачами. Это стадия куда более продвинутой оптимизации усилий и времени. На ней человек начинает осознавать его ценность.

Он задается все более глубокими вопросами и все чаще ставит себя перед более радикальным выбором. Он убирает лишние цели, которые его отягощают и ставит перед собой те цели, которые его развивают в далекой перспективе.

4. Бескорыстие

Со временем человек понимает, что важно не само действие, а то, как это действие производить. И что одно и то же действие может приводить к диаметрально разным результатам. Так, аскеза с неверно заданным настроем, может раздуть непомерную гордыню, чувство собственной важности и ощущение ложного могущества.

На этой стадии практик наступает на эту граблю множество раз. Реальность набивает ему несколько больших шишек, после чего человек начинает догадываться, что он делает что-то не так.

На этой ступени обычно появляется наставник (если его еще нет). Он объясняет с каким настроем необходимо совершать аскезы. Это настрой отрешенный, не привязанный к достижениям и лишенный корысти. Здесь важен пример наставника, а так же поддержка и пример других развивающихся людей на этом пути.

Практик обнаруживает корысть почти во всем, что он делал до сих пор. И начинает вносить новое понимание во все свои действия, столкнувшись с тем, что эта аскеза сложнее и тоньше всех прежних аскез. Ведь требуется совершать действия без деятеля.

5. Отпускание себя

Все более отрешенно смотря на мир, практик становится тоньше и чувствительней. Его видение всех жизненных ситуаций сводится к уменьшению потерь энергии и укоренению в своем внутреннем центре из которого он созерцает мир. Происходит это в результате безупречных действий и отрешенного отношения ко всему что он делает и видит.

На этой стадии он учится отпускать себя. Его аскезы становятся более продолжительными, а привязанности более тонкими. Он учится у каждой жизненной ситуации.

Он испытывает все больше тонких внутренних наслаждений, но под присмотром наставника не увлекается ими.

Такой практик становится существом неприхотливым, довольным в любой ситуации, его настроение ровное и радостное. Его состояние заразительно и притягательно. Его жизненные ситуации распутываются будто сами собой. Его сила растет.

6. Подсознание

Научившись отпускать себя, практикующий может периодами уходить в одиночные ретриты, живя некоторое время без общения и посвятив себя одной лишь духовной практике.

Так он избавляется от подсознательных тенденций, которые изредка проявляются в его повседневности и чаще в сновидениях, или тонких опытах — куда он и переносит свою практику.

Причем одиночные ретриты могут быть даже необходимостью, ведь на этой стадии жизнь такого практика — как хождение по тонкому лезвию. Его степень влияния на реальность довольно велика, а значит и попытки реальности компенсировать вносимые им дисбалансы могут быть довольно радикальными. Вплоть до устранения источника дисбаланса. Поэтому резкое ограничение своего влияния на мир — разумный ход.

На этой стадии картина мира духовного практика существенно меняется. В его жизнь проникает множество парадоксальных ситуаций и вместе с этим рушатся один за другим шаблоны ума. Он становится все более пустым и чистым. А для мира — непонятным и недоступным. 

7. Освобождение

Стадия освобождения подразумевает чистое видение чистого сознания.

То, что называют просветлением приходит независимо от практикующего. Это некий нисходящий импульс, который в духовных традициях называют милостью или благодатью. Все что делалось на предыдущих стадиях — это опустошение сознания и призывание этого просветляющего импульса. Это как семя, которое может упасть только в подготовленную почву.

После его нисхождения такой человек — уже не человек вовсе. Его самоидентификация более не связана с миром людей. Его существование запредельно, его самоосознание непрерывно днем и ночью, его жизнь — загадка, его проявления — таинство. Это чистый проводник духа.

Все, кто с ним соприкасаются, так или иначе в той или иной степени меняются — осознают они это или нет.

Пожалуй, авторитетно говорить об этой и следующих стадиях может только сам освобожденный.

В заключении

Конечно, эти стадии для разных людей могут быть несколько перемешаны, я лишь обозначил некоторые ключевые моменты. 

Путь духовной практики начинается с осознания факта уходящего времени и необходимости прилагать собственные усилия, без надежды на быстрые результаты.

Вдохновения вам!