Новый Человек – это тот, кто обладает потенциалом изменить Систему, обновить её версию, переписать правила. Фактически, это представитель нового вида, мутация, скачок, адекватный ответ на неадекватные условия.
Я уже писал о том, что информация о Новом Человеке у всех на виду. Но пока ты об этом не знаешь – не можешь увидеть этого. Братья Вачовски, режиссёры фильма «Матрица», были определенно в курсе. И заложили в этот фильм куда больше информации, чем кажется.
Как называют главного героя фильма? Агенты неизменно зовут его «мистер Андерсон». Это его матричная фамилия. Она происходит от древнегреческого «andros» и переводится как «человек», а если переводить фамилию с датского, то «сын человеческий» (а это ещё и отсылка к Библии). Агенты, обращаясь к нему таким образом, как бы постоянно это подчеркивают – ты всего лишь человек. Сам же герой называет себя Нео. И этим именем зовут его друзья. «Нео» с латинского переводится как «Новый». И если сложить эти два имени, получится «Новый Человек».
О чём этот фильм? Вопрос кажется тривиальным. Но это не так. И это, пожалуй, самое интересное.
На днях я пересмотрел этот фильм и удивился тому, что не видел этого раньше. Впрочем, чему я удивляюсь? Мы видим и слышим лишь то, что хотим. И Нео демонстрирует это как нельзя лучше. Ключевой момент фильма – это беседа Морфеуса с Нео о природе Матрицы, в ходе которой Нео предлагается выбор.
Этот фрагмент очень насыщенный и его следует рассмотреть внимательно. Вслушайтесь в слова Морфеуса и всмотритесь в символизм сцены. Он говорит:
— Увы, невозможно объяснить, что такое Матрица. Ты должен увидеть это сам.
Он вкладывает в руки таблетки и добавляет:
— Не поздно отказаться. Потом пути назад не будет.
Морфеус протягивает левую руку, в которой синяя таблетка. И говорит следующее (будьте внимательны):
— Примешь синюю таблетку – и сказке конец. Ты проснёшься в своей постели и поверишь, что это был сон.
Обратите внимание – Морфеус предлагает ему совсем не то, что кажется на первый взгляд. Он предлагает ему пробуждение, конец сказке. При этом режиссёр даёт намёк. Он показывает левую руку в отражении очков Морфеуса, где она видится зрителю словно в правой руке.
— Примешь красную таблетку – войдешь в страну чудес. Я покажу тебе глубока ли кроличья нора.
И снова отражения в очках. Снова руки будто меняют меняются местами.
Что он предлагает с красной таблеткой? Не пробуждение. Не свободу. Не выход из Матрицы. Не её изменение. Нет. Он предлагает чудеса и знания.
Когда Нео тянется к правой руке, мы снова видим это в отражении очков, т.е. как бы в левой руке. И Морфеус останавливает его словами:
— Помни. Я лишь предлагаю узнать правду. Больше ничего.
И Нео берёт красную таблетку, затем выпивает её.
Вспышка молнии. Улыбка Морфеуса.
Вот ты и попался, Нео. Ты заглотил крючок от того, чьё имя говорит само за себя. В греческой мифологии Морфей – бог сновидений. А Морфеус – всего лишь латинское произношение этого имени. Оно переводится так — «тот, кто формирует сны». Что ты можешь получить от повелителя сновидений?
Только сны.
Морфеус в фильме – это часть сновидения, которое видит Нео, а в терминах самого Морфеуса — ещё одна программа Матрицы. И задача Морфеуса — продлить это сновидение. Делает он это убедительной верой в реальность персонажа Нео.
Когда я впервые осознал себя во сне, я стал летать как супермэн. Как и Нео в конце первой части. Будучи во сне, мне очень хотелось поделиться открытием этого явления. И я проснулся в своей постели, став рассказывать своим родственникам о том, что со мной произошло в мире снов. Я даже не догадывался насколько глубока эта нора. Я всё ещё видел сон, и в этом сне мне казалось, что я проснулся.
По-настоящему я проснулся позже, после того как удовлетворил своё желание поделиться своей радостью. А ещё позже я узнал, что это явление называют «ложным пробуждением».
И для меня сейчас очевидно, что пробуждение Нео так же было ложным. Первое ложное пробуждение было в самом начале фильма, когда Нео просыпается в своем кабинете и видит на мониторе: «Проснись, Нео». Причем в начале он ещё сомневается в действительности происходящего. Но с появлением Морфеуса и вторым ложным пробуждением (выход из Матрицы) сомнения покидают его. Он поверил в происходящее, принял это за окончательную реальность. Но всё, что мы видели в этом фильме — вложенные друг в друга сны.
Нео заглотил не один крючок, а целую охапку. Вот крючок «жажда знания», вот «желание любви», вот «стремление к справедливости», вот «мир, с которым что-то не так», а вот «борьба с Матрицей за всё это». Всё это удерживает Нео во сне и на протяжении всего фильма мы видим как его подсознание пытается донести до него смысл происходящего.
Все его благородные позывы — это причина по которой сновидение продолжается. Это его «благородный соблазн». Красный цвет таблетки тому символический намёк, который позже растолковывается в сцене с девушкой в красном, чья роль — отвлекать.
Кстати, мало кто замечает одну деталь. Подтвердить свой выбор предлагается Нео в каждой части. Так, во второй части Пифия предлагает ему невзначай красную конфету. И Нео совершенно неосознанно её берёт, продолжая свою борьбу с Матрицей.
В третье же части он отказывается от красной конфеты Пифии. И эта часть заканчивается прекращением борьбы — полной самоотдачей Нео, отказом от себя.
Пока ты борешься с Системой – ты с ней взаимодействуешь. Ты её питаешь и ей принадлежишь. Пока у тебя есть цели — ты всё ещё в Системе, ведь все цели и мотивы задействуют объекты внутри неё. Это её территория.
Ошибся ли Нео с выбором таблетки?
Хм…
Морфеус ни в чём не обманул Нео. Он лишь предложил ему правду. И больше ничего. И пути назад действительно нет. Как, впрочем, и вперёд.
Правое – есть левое, левое – есть правое. Вот что мы видели в отражениях Матрицы. И обе таблетки равнозначны. Обе приводят к ложному пробуждению. Только одно с чудесами, другое — без.
Пробуждение не может зависеть от другого. Тебя никто не пробудит, Нео. Это не такая дешёвая штука, как тебе казалось.
Не выбирать и не отказываться от выбора, игнорируя Систему — единственный способ её покинуть.