Как научиться учиться. Часть 1: механика восприятия

19 мая 2014 11:05
Рубрики: Образование
Комментировать

Как научиться учиться

Прежде чем начать рассказывать о том, как легко и быстро осваивать новые навыки, мы попытаемся разобраться, что из себя представляет сам процесс их освоения. Нам нужно добраться до самого корня, чтобы потом стало ясно в чем суть методов повышения своих способностей.

Что происходит с человеком, когда он чему-либо учится? Почему одни учатся быстро, а другие медленно? Что лежит в основе усвоения новых навыков?

Я подам эту информацию в разрезе открытий современных нейрофизиологов, хотя сам я пришел к этому совсем иными путями. Эта информация может быть полезной как тем, кто активно занимается освоением новых навыков, так и тем, кто обучает других.

Зеркальные нейроны

Итак, возможно вы уже слышали о так называемых «зеркальных нейронах». Их существование открыли сравнительно недавно. Суть открытия в следующем: определенная сеть нейронов головного мозга активизируется каждый раз, когда человек совершает какое-либо действие. Каждое отдельное действие вызывает активацию отдельной сети нейронов.

И в этом по большому счету нет ничего нового и удивительного.Удивительно другое: когда человек просто наблюдает за таким же действием другого человека – активизируются те же самые нейроны. Поэтому их и называют «зеркальными», ибо мозг полностью повторяет наблюдаемое действие, как и зеркало повторяет действие того, кто перед ним находится.

Я повторю эту идею другими словами: наблюдатель внутри полностью повторяет воспринимаемые им действия. Он их полностью переживает.

Раз так, то обучение должно быть практически мгновенным и для него достаточно одного лишь наблюдения, ведь мозг активизирует все необходимые нейроны для воспроизведения наблюдаемого действия.

Но ведь этого не происходит.

А все потому, что есть еще блокирующие нейроны, которые дополнительно активизируются при наблюдении. Если бы не они, то человек автоматически повторял бы действия, которые видит. Таким образом, они не дают зеркальным нейронам возможность отправлять сигналы телу для мгновенного воспроизведения наблюдаемых действий. А заодно — для усвоения полученного навыка через опыт тела.

Ключ

Что полезного мы можем извлечь из этой информации в разрезе нашей темы?

Прежде всего, несколько пунктов:

  • важность процесса наблюдения
  • понимание того, что мы сразу же можем повторить то, что видим
  • обратить внимание на фактор блокировки

Из вышесказанного ясно, что проблема обучения не в ОСВОЕНИИ новых навыков, а в их УСВОЕНИИ.

Вывод:

Ключ к эффективному усвоению навыков лежит в плоскости ослабления или удаления блокирующих факторов в момент наблюдения.

Перечитайте еще раз предыдущее предложение и пойдем дальше.

Блокираторы

Что же из себя представляют эти самые блокирующие факторы?

Их может быть множество, но они поддаются довольно простому обобщению. Самые распространенные и поверхностные – это ограничивающие убеждения, которые вы сразу можете высказать:

  • я не смогу
  • это невозможно
  • это сложно
  • у меня к этому нет таланта
  • для этого нужно много времени и труда

И так далее и тому подобное.

Если не пройти сквозь этот уровень убеждений, то обучение либо вообще не начнется, либо будет совершенно неэффективным.

Один из способов убрать ограничивающее убеждение, это заменить его другим – менее ограничивающим, или вовсе освобождающим. А для этого порой достаточно изучить предмет, относительно которого у вас есть убеждение.

Собственно, отчасти поэтому я объяснил вам как работает человеческий мозг и что такое «зеркальные нейроны». Чтобы стало ясно: КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ВОСПРОИЗВОДИТ ВНУТРИ ТО, ЧТО НАБЛЮДАЕТ. ОН ЯВЛЯЕТСЯ НОСИТЕЛЕМ ВСЕХ ВОСПРИНЯТЫХ КОГДА-ЛИБО НАВЫКОВ И НЕЗАВИСИМО ОТ ТАЛАНТОВ СПОСОБЕН ИХ ВОСПРОИЗВЕСТИ. Все дело в блокирующих факторах, которые можно при желании убрать.

Этого должно быть достаточно, чтобы вы по крайней мере ослабили убеждения относительно своих возможностей.

Другой пласт блокировок связан с нашим негативным прошлым опытом и, так или иначе, перекликается с определенными убеждениями, но не такими очевидными, как в предыдущем примере. И это куда более толстый слой блокирующих факторов.

Например, вы хотите обучиться танцам. И дома, чувствуя себя раскрепощенно, вы как умеете отжигаете по полной под любимую музыку. Но однажды вы захотели в этой области перейти на новый уровень и записались на танцы, придя на первую тренировку. И вдруг, начав двигаться, вы обнаруживаете, что кто-то превратил вас в деревянного буратино.

И причин может быть несколько, но зачастую они представляют из себя блокировки по одной и той же схеме. Например, следующие причины:

  • Вы боитесь совершать ошибки.
    Зачастую это связано с негативным детским опытом, когда ваши ошибки сразу же осуждались. И это множество раз повторялось, закрепив негативный опыт как автоматическую реакцию. И уже будучи взрослым вы сжимаетесь от любой новой возможности ошибиться.
  • Вы боитесь мнения окружающих.
    Возможно они засмеют вашу необычную манеру танца, или может быть вы стесняетесь выглядеть смешно, из-за каких-то особенностей вашего тела.
    А может быть вы просто боитесь потерять свой привычный серьезный образ в глазах других.

В обоих случаях речь идет о том, как вас воспринимают извне. На уровне же ваших внутренних процессов в это время происходит следующее: во время воспроизведения танцевальных движений, вы как бы с одной стороны пытаетесь их повторять, а с другой — смотреть на себя со стороны, глазами окружающих. Внимание раздваивается, причем на фоне чувства опасения.

Таким образом, вы не даете себе возможность полноценно переживать изучаемые в данный момент движения, то есть то, что ваши зеркальные нейроны в этот момент автоматически воспроизводят.

И вместо того, чтобы получить доступ к своим зеркальным нейронам, вы их по крайней мере частично игнорируете. А в силу негативного опыта, который лежит в основе такого способа смотреть на себя со стороны, вы, ко всему прочему, блокируете возможность это новое переживание передать от мозга к телу.

Все сказанное нужно было, чтобы еще глубже усвоить это:

Все что мешает полноценно переживать новый опыт с полным погружением в него, является помехой в его освоении. Обучение становится эффективным, когда эти помехи убираются, и внимание беспрепятственно погружается в наблюдаемые действия.

На уровне убеждений и негативного прошлого опыта работает достаточно много психологов и развивающих систем, и при желании не проблема найти море информации как убирать подобные помехи.

Но есть еще более глубокий слой, на который и наслаиваются все блокираторы. Он-то нам и нужен.

Корень всех блоков. Назад в детство

Всем известно, что легче всего новые навыки усваиваются в раннем детстве.  Ученые говорят, что это примерно с 3 до 6 лет.

Но почему? Ответ, казалось бы, вытекает из вышесказанного: просто у детей еще не накоплен негативный опыт, а убеждения еще не сформировались, или не являются устойчивыми.

Да. Это тоже. Но я скажу вам следующее – это только стебель, а корень немного глубже.

Задаю вопрос: с какого возраста люди, обычно, начинают помнить свое детство?

Большинство ответит, что это 3-4 года.

А чем этот возраст примечателен?

Я отвечу. В этом возрасте ребенок начинает себя идентифицировать как отдельную личность и использовать ее как точку отсчета. С этого возраста появляется «взрослая» самоидентификация — то, что обычный человек подразумевает под «я».

До этого момента ребенок подобно зеркалу стремится повторять все, что видит. Это знают все родители. Дети имитируют их мимику лица, стремятся подражать звукам и движениям. Они не осознают свое тело как «это я».

Лишь приблизительно к 18 месяцам дети начинают устойчиво связывать свои переживания с телом. В этом возрасте они начинают узнавать свое тело в зеркале. Ученые это выявили в так называемом «зеркальном тесте», но они сделали ошибочный вывод: мол, ребенок узнает СЕБЯ в зеркале.

Я полагаю, что это ошибка. Если бы ученые глубоко исследовали природу собственного сознания, а не только внешние признаки подопытных, то поняли бы, что этот вопрос тоньше и сложнее, чем они предположили.

Дети в это время еще не считают увиденное тело СОБОЙ. Они просто связывают действия этого тела со своими желаниями эти действия совершать. Они видят: я хочу, чтобы это тело подняло руку – и вот оно его подняло. Есть связь. И эта связь устойчивая. Ребенок рассматривает это тело, как «игрушку» с помощью которой он может действовать в окружающей среде.

Это подобно тому как мы связываем в своем уме тело персонажа в компьютерной игре со своими желаниями что-то с его помощью в этой игре совершить. Но мы ведь не считаем себя этими виртуальными персонажами. Мы лишь временно отождествляемся с персонажем во время игры, наблюдая, например, связь между своими желаниями заставить его прыгать и его прыжками. Понимаете?

Ребенок тоже в это время лишь временно отождествляется с этим телом когда он его наблюдает. Например, смотря в зеркало. Но при этом нет устойчивого мнения «это я». Оно укрепляется позже.

В следующие годы различающая способность растет, а дети продолжают подрожать родителям. Родители в свою очередь уже являются носителями определенного способа видеть мир. И этот способ коренится в устойчивой самоидентификации, связанной с телом и личностью, которая в их мировоззрении идет с этим телом в одном комплекте. Это очень явно отражено в нашей речи и в том, что мы привыкли подразумевать под «собой». И ребенок, постоянно это видя и слыша, подражает родителям и в этом тоже.

В какой-то момент он принимает этот способ видеть мир с привычной человеческой самоидентификацией: это тело — я. И вот примерно с этого периода люди и помнят свое детство.

Различающая способность служит опорой для привычной человеческой самоидентификации, связанной с телом. В свою очередь такая самоидентификация является корнем блокирующей части нейронов головного мозга, из которого впоследствии растут стебли других блокирующих факторов.

Приведу пример. Зафиксировано несколько случаев, когда ребенок в младенчестве пропадал в джунглях и его подбирали волки. В одном из таких случаев ребенок вырос среди них и воспитывался как волчонок. Он постоянно видел волков и жил как волк. И не мудрено, что он и вел себя в точности как они. Принцип тот же: что вижу — то и переживаю внутри, и с тем себя и связываю. А в условиях жесткого выживания эта связь закрепляется быстрее и при этом она куда прочнее.

Так, он рычал, бегал на четвереньках, прыгал и кусался. Словом, волк волком.

И знаете, когда его нашли, люди забрали его в человеческое общество, но так и не смогли сделать человеком. Не смогли его научить даже говорить. Его поведение и возможности были полностью обусловлены волчьей жизнью. Он даже не мог есть человеческую пищу. Так и умер в ранние годы в обществе чужих существ.

А все потому что его отождествление с волками уже стало устойчивым.

Так вот, примерно с 3 до 6 лет самоидентификация обычного ребенка, который вырос в человеческом обществе, еще довольно гибкая. Вы можете это заметить, если начнете говорить с ребенком о нем в третьем лице. Вроде того:

— А Игорек помыл ручки?
— Да.
— Тогда пусть он идет кушать.
— Хорошо.

Взрослым это кажется лишь манерой говорить, но ребенок воспринимает это буквально. Если вы продолжите так общаться, он легко подхватит этот способ смотреть на вещи. И будет легко осознавать личность Игорька как нечто отдельное от себя. Некоторые дети в этом возрасте сами иногда говорят о себе в третьем лице, например: «А Игорь сегодня был у папы на работе».

Возможно вы с этим уже сталкивались, но не понимали происходящего.

В этом возрасте благодаря гибкой самоидентификации ребенок не только легко отождествляется с тем, что он наблюдает, живо ощущая объекты наблюдения (а он это делал и ранее), но и куда лучше ощущает свое тело. Ведь оно для него так же является объектом наблюдения. Причем постоянным. Так, гибко переключая свое внимание от тела к объектам и обратно, он усваивает множество новых навыков. Особенно это заметно в детских играх, где ребенок легко переключается между разными ролями.

Вот что из всего сказанного я хотел вывести:

Самоидентификация – это рамка для картины мира и главная причина её ограничений.

Чем жестче самоидентификация человека, тем его способность обучаться новому слабее, а рамка картины мира, соответственно, крепче.

Постановка задачи

Итак, теперь, когда корень проблемы вскрыт, ясно чего нужно добиться, чтобы обучение новым навыкам стало эффективным:

Ослабить жесткую самоидентификацию и вернуть свою детскую способность переживать то, что наблюдаешь.

Только на этот раз с возможностью сознательно ограничивать и выбирать объекты, или процессы наблюдения, по собственному желанию перенимая их поведение, навыки и знания.

В следующей статье я поделюсь разными способами как же эту способность вернуть, попутно развив некоторые новые.

 

P. S. Добавлю к сказанному свою позицию в отношении мозга. Мозг не является носителем сознания. Он лишь отражает на уровне тела происходящее в нем. Мозг — это проекция сознания. И никак не наоборот. В этом вопросе мое мнение радикально расходится с мнением ученых-материалистов.

В рамках данной темы этот вопрос пока что не принципиален.