Воображение это все. Оно способно показать нам заранее, как будут развиваться события. Воображение важнее знания. Знание ограничено, а воображение охватывает весь мир.
Альберт Эйнштейн
В первой статье о механизмах восприятия я дал некоторое теоретическое обоснование процессов, которые происходят во время усвоения навыков. Без нее можно было бы и обойтись, перейдя сразу к практическим примерам и конкретным шагам. Но я придерживаюсь подхода, при котором нужно сразу дать целостное представление о предмете изучения и лишь потом переходить к деталям, конкретизируя и уточняя, таким образом, первоначальную информацию, которая при первом прочтении лишь обрисовала контуры будущего понимания.
И сегодня мы перейдем к деталям.
Это невозможно
Экспериментировать в области сознательных отождествлений я начал еще в детстве. Правда тогда в этом не было никакой системности. Я не извлекал из этого пользы и не понимал насколько это мощный инструмент. Это было просто баловство. Тем не менее уже тогда я вывел для себя несколько важных наблюдений.
Так, однажды я очень удивился, услышав, что оказывается человек не может управлять процессами в теле, которые регулируются так называемой вегетативной нервной системой. Один из таких процессов – биение сердца. Я до сих пор слышу это время от времени, или читаю. Но я уже тогда мог продемонстрировать смену быстрого сердцебиения на медленное по собственному желанию. Без физической активности. И способен был объяснить, как именно я это делаю.
Это же элементарно! – думал я. Логика же проста: если, испытывая страх или беспокойство, сердце бьется быстро, а испытывая спокойствие – медленно, то я могу и то и другое состояние вспомнить, пережив его в своем воображении и испытав таким образом сопутствующие ему физические проявления.
И я так и делал – когда нужно было ускорить сердцебиение, я вспоминал, или воображал соответствующую сцену – убегание от злой собаки, сдачу экзамена перед злой училкой, или что-нибудь подобное. А когда замедлить – вызывал чувство скуки, или умиротворенной сонливости. И сердце сразу же откликалось. Я демонстрировал этот трюк много раз и с радостью посвящал желающих в его простую тайну.
И это был не единственный процесс в теле, на который я научился влиять благодаря способности переживать наблюдаемые в сознании события. Тогда я просто изучал границы своих возможностей. А вот будучи уже взрослым, я пользовался этим куда более изобретательно.
Вы знаете, что такое холецистит? Это воспаление желчного пузыря, дисфункция, из-за которой он закрывается и не выпускает желчь. Неприятная штука.
Так вот, столкнувшись с этим недугом, я научился открывать желчный пузырь одной лишь силой ума. Точнее его способностью вообразить все что угодно – даже раскрывающийся протоки желчного пузыря с разными сопутствующими ощущениями. Я не буду рассматривать этот пример – он весьма специфический. И не каждому интересен.
Я лишь хотел донести до вас идею о том, насколько сильным орудием мы обладаем и подвести к теме его практического применения.
Что же касается вмешательства в работу конкретных органов тела, то я, все-таки, не рекомендую этим заниматься. Если уж влиять на тело, то как на одну целостную систему. Тогда она сама отрегулирует внутри себя все подчиненные ей процессы.
Как это делается
Я приведу пример попроще. Его легче понять и опробовать. И он для меня все еще актуален, так что я буду писать об еще свежих событиях.
Недавно я начал учиться ездить на мотоцикле. До этого вообще автомобильного опыта не было. Я ничего не водил кроме велосипеда и картинга (которым, к слову, управлять еще легче).
Так вот, мне понадобилось минут 20-25 практики, чтобы начать ездить свободно, с чувством уверенности и комфорта. И, возможно, мне понадобилось бы еще меньше времени, но таковы были обстоятельства.
Расскажу, как я подошел к процессу освоения такой езды.
Сейчас я живу в гестхаусе в Индии. Во дворе красуется мотоцикл хозяина гестхауса. А я как раз уже давно хотел узнать каково это – гонять на таком железном коне. И, присмотревшись к его владельцу (а это важно), я сделал вывод — это хорошая идея. Я просто сразу предположил, что Кундан (так его зовут), будучи довольно расслабленным, даст мне достаточно свободы.
Так, я напросился в ученики и получил согласие.
И что вы думаете, я сделал первым делом? Я не стал торопить события. Я попросил лишь 10 минут для первого урока этим вечером, а сам пошел искать на YouTube нужный мне ролик.
Зачем YouTube, спросите вы? О, это просто кладезь для самообразования. Особенно если вы разобрались в теме, данной статьи. О, как многому я там научился!
Итак, мое обращение к YouTub’у имело следующие причины:
1) У меня не было никаких теоретических познаний в области вождения.
2) Я не всегда понимаю, что мне говорит Кундан на его индийском английском. Так же, как и он то, что говорю я:) Тем более, что нужных технических терминов на английском в моем запасе еще не было. Так что на его объяснения я полностью полагаться не мог.
3) А вот третья причина имеет прямое отношение к нашей теме: благодаря видео я получаю возможность не только теоретически узнать, как это всё работает, но и наблюдать за опытными мотоциклистами, отождествляясь с ними во время езды.
На третьем пункте остановимся подробнее.
Когда я наблюдаю за человеком, у которого учусь, я, с одной стороны, пытаюсь чувствовать, ощущать, видеть и слышать все то, что он переживает и показывает (таким образом отождествляясь с ним); с другой — я слежу за своим телом и состоянием, находясь как бы между наблюдением за двумя объектами – условным учителем и своим телом. И это принципиальный момент. У наблюдения за своим телом есть два назначения.
Первое — это делается, чтобы отлавливать ощущения дискомфорта, которые могут появиться во время наблюдения. Это может быть страх, неуверенность, сомнение, обеспокоенность. Их появление сразу же отражается на теле в виде разных ощущений. Они сразу привлекут к себе внимание, уводя его от наблюдения объекта изучения.
Если это со мной случилось, я проматываю еще раз тот момент, который вызвал ощущение дискомфорта, чтобы уже сознательно внести в него чувство уверенности. Я сделаю это, опять же, обращая внимание на уверенное поведение профессионала, за которым я наблюдаю. Причем уже необязательно это делать через просмотр ролика. Можно и в воображении.
Второе назначение наблюдения за собственным телом – это связь переживаемого в уме опыта с опытом вашего тела. Так проецируются переживаемые ощущения условного учителя на ваше собственное тело. И уже на этой стадии тело приобретает определенную память пережитых событий.
Теперь о том почему я попросил лишь 10 минут для урока.
На этой стадии мне нужно было получить набор телесных ощущений, сидя за мотоциклом – его тяжесть, ощущение седла и руля, чувство равновесия. И во время первой практической пробы я уже удерживаю в уме пережитое чувство спокойной уверенности, взятое из ролика. Ну и опять же – слежу за собственным телом, чтобы отслеживать возникающий дискомфорт. Если он возникнет – я либо повторю событие, его вызвавшее, с проецированием уверенности, либо отмечу его про себя, чтобы позже сделать это в уме.
Так на первом уроке я научился заводить мотоцикл и стартовать. Делалось это в небольшом дворике, где особо не поездишь. Но этого было достаточно.
Далее мне нужно было в уме повторить полученный опыт по той же схеме, что и при просмотре видео.
Важно первые уроки сделать короткими. С одной стороны, это подогревает «аппетит» — у вас после этого будет мотивация работать с этим в уме, ведь желание разбужено. С другой стороны – важно чтобы первый опыт усвоился внутри. Для это нужны короткие порции новой информации и хотя бы ночь паузы между уроками для её усвоения. Тогда новые навыки естественно войдут в ваш опыт.
Второй урок я 10 минут кружился во дворе чувствуя взаимодействие между сцеплением и газом. Я запоминал новые ощущения, чтобы потом их снова промотать в уме по прежней схеме.
После этого я понял, что пора переходить на новый уровень и попросил на следующий день отвезти меня на большую площадку. И когда это случилось, я просто сел и поехал. Сразу же с чувством спокойной уверенности.
На этом уроке, практически без вмешательства Кундана, я опробовал разные скорости, маневры, торможение. Конечно продолжая следить за чувством комфорта. И не просто следить, но и проецировать на тело уверенность, полученную от опытных мотоциклистов.
Вот так, можно сказать между делом, за очень короткий период времени я вполне освоил езду на мотоцикле. Конечно, мне еще нужно будет получить опыт езды по реальным дорогам. Но исходя из уже промотанного в уме опыта, это не должно вызвать никаких сложностей. В таких случаях в уме я проматываю множество сложных на дороге ситуаций, которые важно пережить с чувством уверенности.
Описание метода намного сложнее и длиннее чем, его исполнение. И на его практику порой затрачиваются секунды.
Мой учитель Кундан гордится моими успехами. Он хвастается знакомым и говорит о себе, что он хороший «гуру джи».
И я тоже считаю – хороший =))
О скрытой части айсберга
Чем больше вы практикуете подобный метод, тем легче вам даются его составные части. И тем быстрее вы осваиваете с его помощью новые навыки.
Я применял схожие подходы для освоения жонглирования поями, танцев, боевых искусств, английского языка.
У кого-то, описанный алгоритм, не вызовет никаких осложнений. А кому-то будет сложно не только начать чувствовать объект наблюдения, но и вызывать сцены в своем воображении.
Многие думают, что для того чтобы отождествиться с кем-то или чем-то, нужно много тренироваться. Но я приведу вам несколько примеров, чтобы вы поняли: почти все люди отлично умеют это делать.
Вы любите кино? Или может театр? Вы сопереживаете героям? У вас меняются состояния во время просмотра? Так вот – это и есть отождествлений с тем, что вы наблюдаете.
Или давайте другой пример. Представьте, что вы обучаете ребенка езде на двухколесном велосипеде. Вы его сначала поддерживаете во время езды, а потом решаетесь отпустить. Он едет вперед некоторое время, а потом вы видите, как велосипед вместе с ребенком медленно наклоняется в сторону, руль резко поворачивается и… (этот момент буквально застывает во времени) …а вас автоматически передергивает, резко изменяя ваше состояние. Так вот – эта резкая перемена происходит потому, что смотрящий отождествляется с ребенком, переживая этот момент вместе с ним.
Если вы поняли, о чем речь, то все у вас все порядке с отождествлением (да и могло ли быть иначе?). А если вы еще и живо представили сцену с ребенком, то и с воображением тоже.
На самом деле весь процесс мышления и восприятия внешнего мира – это сплошные отождествления. Это нормально. Так человек постигает проявления этого мира.
Главное не утопать в выбранных объектах и сохранять осознанность. Но это тема для другой статьи.
Сейчас же я намекну на подводную часть айсберга практики сознательного отождествления.
К примеру, вы вспоминаете своего учителя по танцам, его последние движения с тренировки. Вы пытаетесь ощущать себя так, как он ощущает. Чувствовать то, что он чувствует.
В определенный момент вы можете обнаружить заметное изменение состояния. Новое состояние будет состоянием учителя. Или по крайней мере нести его заметный след. В этот момент у вас может немного измениться мимика, осанка, голос. И это будет влияние энергии человека, к которому вы так «подключились». Именно из такого состояния легко у этого человека перенять нужные вам навыки.
Но если вы пойдете еще глубже, то вы можете начать осознавать его текущее душевное состояние, некоторые мысли, устремления, может быть боль, может радость. Все что угодно.
И если вдруг у вас сейчас появились мысли о какой-то неэтичности такого действия, то я вам скажу совершенно обратное. Человек не чувствующий других – почти мертвец, он способен наносить вред другим, не понимая, что он делает. А сопереживание другим – это основа добродетели, корень гармоничного общества и личной мудрости. Пока вы не почувствуете, что у других внутри, как вы сможете им помочь? И как вы поймете себя самого? Ведь окружающие вас люди и весь этот мир отражаются в вашем сознании. Все внутри него.
Попрактикуйтесь в этом, если хотите развить эту способность. Один из забавных способов – это пародии. Начните играючи имитировать походки ваших друзей, их жесты, слова, мимику. Кроме того что вы разовьете полезный навык, вы таким образом станете еще и ближе к людям, которых имитируете. Это будет происходить автоматически, потому как ваши энергии соприкасаются. И это всегда работает как магнит. Так что не удивляйтесь, если со временем, когда разовьете этот навык, вы будете вспоминать кого-то, кого давно не видели, и он будет внезапно появляться на вашем горизонте.
Многие талантливые пародисты «подключаются» к тому, кого имитируют. И даже будучи на него не очень похожими, могут передавать ощущение его присутствия. Просто немногие осознают, что при этом происходит.
Если у вас не будет получаться – не расстраивайтесь. Возможно на это освоение уйдут годы. Причем не на сам метод, а на удаление блоков, о которых я писал в предыдущей статье.
Но в любом случае это будет однозначно на пользу. Эти блоки и без того ограничивают нас в обычной жизни. И без них куда лучше. Результат того однозначно стоит.
А в следующий раз я расскажу вам как эти навыки развивались в древние времена и почему они были важны в духовном развитии.