В Непале есть несколько знаменитых индуистских мест, в которые стекаются толпы народа (в том числе из Индии) для того, чтобы принести жертву какому-либо из божеств.
Те, что побогаче приносят животных, которых в храме убивают, а кто победнее, или не приемлет убийства животных – приносит фрукты.
Я побывал в двух, пожалуй, самых знаменитых таких местах в Непале. Одно из них – Манакамана, а другое – Дакшинкали. Далее покажу эти места, заодно рассказав о забытом смысле подлинного жертвоприношения.
Манакамана
Манакамана – это храм на полпути между Катманду и Покхарой. Он находится в селении на вершине горы, у подножья которой протекает красивая река, а к самому храму можно попасть на фуникулере по канатной дороге. Вообще, само место красивое и хорошее, как и многие места выбираемые для храмов.
В Манакаману выстраиваются длинные очереди, приезжают большими семьями. Для индуистов это нечто вроде праздника.
Как и в большинстве индуистских мест цены на вход для туристов в разы выше чем для местных. Чтобы попасть в Манакаману на фуникулере нужно выложить 20$, в то время как цена для местных около 5$.
Сам храм посвящен гневной богине Манакамана, с которой связаны несколько легенд. Пересказывать их не буду, ознакомиться с ними можно на Википедии. По преданию богиня исполняет желания приносящих ей жертву. А народ на это, как известно, падок.
Первое что было нами подмечено на самом верху – это трупный запах. Что сразу подпортило нам настроение.
Архитектура храма довольно типична для местных храмов, только народу больше и при этом выглядят люди так, будто их желания уже исполнены.
Сами жертвы приносят внутри храма. Мы решили туда не заглядывать. Энтузиазма было не много, так что мы поспешили поехать обратно.
Щенок на столе в ресторане разбавил наше настроение.
Ну а внизу потоки быстрой реки полностью унесли слегка подпорченные впечатления.
Мы остались там на ночь. Вечером молодежь собралась на улице, ребята организовали музыку и девушки показывали отрепетированные танцевальные номера. Так тут развлекается молодежь. Было мило:)
Дакшинкали
Это место находится в поселке Парпинг (Pharping), который известен прежде всего буддистскими монастырями и пещерами, в которых медитировал Падмасамбава – просветленный мастер, который принес буддизм в Тибет.
Но кроме этого здесь так же есть несколько индуистских святынь. Одна из них – храм Дакшинкали. Смысл происходящего здесь примерно такой же как и в Манакамане — очереди радостных людей приезжают принести жертву – шевелящуюся и не очень. Здесь задабривают богиню Кали (или Парвати) — гневную супругу Шивы.
[Not a valid template]На этот раз меня провели в это место бесплатно, минуя основной вход. Я познакомился в Парпинге с несколькими ребятами, которые заботливо возились со мной несколько дней – приглашали домой, кормили и помогали чем могли. Об этом может еще расскажу в других статьях.
Через это место мы прошли довольно быстро, не задерживаясь там, где люди погрязли в собственных заблуждениях.
А выше Дакшинкали – еще одна святыня – Мата-Дакшинкали. Там фотографировать запрещено.
По дороге туда бабуля подозвала нас и весьма ловко и красиво нарисовала нам тики (бинду). У каждого был нарисован свой символ. У меня был всем известный ОМ.
Утерянный смысл
Индуизм неоднороден. В нем множество течений – высоких и не очень. Как и везде есть духовно образованные, которых меньшинство, и совсем несведущие. Вообще, учение правильно называть не индуизмом, а «Санатана Дхарма». Его суть изложена в Ведах и за многие тысячелетия в массах эта суть была немало искажена.
Так что если вы окажетесь в описанных выше местах, или им подобных, поймите – дело не в учении как таковом, а в человеческой глупости. Впрочем, это касается пожалуй всех массовых религиозных учений, дошедших до наших дней. Где-то смыслы исказили намеренно, а где-то этого и делать не нужно было – в отсутствии знаний люди сами перевернут все с ног на голову.
Подлинный смысл жертвоприношения в корне отличается от происходящего в этих храмах. Да и во многих других. И смысл таков: в жертву нужно принести животное внутри себя, т.е. малое «я» — животное начало — приносится в жертву высшему «Я» — божественному началу.
На санскрите (языке Вед – священных писаний индуистов) природа человека обозначается двусложным словом Джив-Атман.
Первое слово в нем — «Джива» — указывает на жизненную силу, индивидуальное сознание. Оно созвучно старославянскому слову «живот» — жизнь. И не случайно слово «животное» происходит от него. Дживу уподобляют голодной птице, которая постоянно клюет зёрна кармы.
Второе слово – «Атман» — указывает на божественную, запредельную и вечную природу души. Атман уподобляют другой птице, которая стоит на ветке позади Дживы и неустанно наблюдает за ней. Только наблюдает.
Смысл духовного пути сводится к осознанию вечной природы Атмана и полному посвящению ему индивидуальной жизненной силы — Дживы. Итак, малое жертвуется большому, земное – небесному, животное – духовному.
Ну а что касается исполнения желаний, то это естественное свойство этого мира: здесь все желания исполняются — рано или поздно, так или иначе.